Зачем и кому нужен справочник по логопедии? Из названия ясно, что в справочнике содержится информация для учителей-логопедов, но это не совсем так. Универсальные логопедические справочники нужны и родителям, педагогам, которые работают с детьми , а не только учителям-логопедам.
Данный словарь - справочник раскрывает сущность и кратко характеризует основные понятия коррекционной педагогики, а именно ЛОГОПЕДИИ.
Справочник предназначен для родителей, молодых логопедов, воспитателей, специалистов, по характеру своей деятельности связанных с обучением, воспитанием детей, имеющих отклонения в развитии.
При составлении данного справочника были использованы издания:
1. Логопедия. учебник для студентов дефектологических факультетов /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-М.: ВЛАДОС,1998. - 680с.
2. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочника. А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина. - Екатеринбург, 1997. - 118с.
Психолого-педагогическая классификация по Р.Е.Левиной.
Возникла в результате анализа клинической классификации и применимости её в педагогическом процессе с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе, правильном строении речевого аппарата.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое нарушение, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Клинико – педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но выделяемые виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения, дислалию разделяют на две основные формы: механическую (органическую) и функциональную.
Механическая дислалия.
Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызван:
Функциональная дислалия.
Функциональной дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, при котором отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата.
Причины функциональной дислалии могут быть следующие:
Виды дислалии.
Исходя из учёта того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим выделяют три основных вида дислалии:
Для обозначения искажённого произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса –ИЗМ:
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Возникает в результате различных органических поражений центральной нервной системы. В зависимости от локализации очага поражения в коре головного мозга различают:
Корковую
Подкорковую (экстрапирамидную)
Мозжечковую
Псевдобульбарную (проводниковую)
Бульбарную (стволовую) дизартрию.
Причиной дизартрии является органическое поражение центральной нервной системы в результате воздействия негативных факторов на мозг ребенка.
Во время внутриутробного развития:
• острые и хронические инфекции
• интоксикации
• токсикозы
• резус-конфликты
• гипоксии (кислородное голодание)
Во время родов:
• асфиксия
• родовые травмы
• кровоизлияния при стремительных или затяжных родах
В раннем возрасте ребенка:
• инфекционные болезни нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты)
Логопедическая работа при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества родителей, логопеда и невролога. Эта работа многоплановая и требует систематических занятий и четкого выполнения домашних заданий.