Универсальный справочник логопеда

Зачем и кому нужен справочник по логопедии? Из названия ясно, что в справочнике содержится информация для учителей-логопедов, но это не совсем так. Универсальные логопедические справочники нужны и родителям, педагогам, которые работают с детьми , а не только учителям-логопедам.

Данный словарь - справочник раскрывает сущность и кратко характеризует основные понятия коррекционной педагогики, а именно ЛОГОПЕДИИ.

Справочник предназначен для родителей, молодых логопедов, воспитателей, специалистов, по характеру своей деятельности связанных с обучением, воспитанием детей, имеющих отклонения в развитии.

 

При составлении данного справочника были использованы издания:

1. Логопедия. учебник для студентов дефектологических факультетов /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-М.: ВЛАДОС,1998. - 680с.

2. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочника. А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина. - Екатеринбург, 1997. - 118с.

 

Логопедические заключения

Психолого-педагогическая классификация по Р.Е.Левиной.

Возникла в результате анализа клинической классификации и применимости её в педагогическом процессе с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе, правильном строении речевого аппарата.

Может наблюдаться нарушение произношения отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут выражаться: в отсутствии (пропуске) звука, в искажениях. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.  Несформированность произношения звуков выражается вариативно:  Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.  Отсутствие или замена звуков, близкими по артикуляции, которые вызывают меньше трудностей в произношении для ребенка. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в разных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Искажённое произношение одного или нескольких звуков, при котором сохраняетя сходность звучания с нормативным звуком. Логопедическая работа включает формирования произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. На материале правильного произношения звуков осуществляется: Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложениях; Воспитания у детей умения правильно составлять простые распространённые и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи; Развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи; Развитие словаря, путём привлечения внимания к способам словообразования; Развитие произвольного внимания и памяти.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое нарушение, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечается: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня. Первый уровень речевого недоразвития.   Речевые средства общения крайне ограничены. Этот уровень характеризуется или полным отсутствием речи или активный словарь детей состоит из небольшого количества  звукоподражательных комплексов. Широко используются жесты и мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, признаков, объясняя разницу значений интонацией и жестами. Лепетные образования, в зависимости от ситуации, можно расценивать как однословные предложения.  Отсутствует понимание значений грамматических категорий. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается неустойчивое фонетическое оформление. Количество дефектных звуков может значительно превышать количество правильно произносимых звуков. Основным отличием речевого недоразвития этого уровня является ограничение восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.   Второй уровень речевого недоразвития.   Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется путем использования постоянного, но все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.  Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картинке, а также связанные с семьей ребенка и знакомыми событиями окружающей жизни.  Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются лишь простыми предложениями из 2-3, иногда 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: отмечается незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детёнышей, одежды, мебели, профессий.  Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций:  - Смешивание падежных форм («еду машину» - вместо на машине);  - Частое использование существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;  - В использовании числа и рода глаголов, при изменении существительных по числу. - Отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.  Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, их замен и смешиваний. Нарушено звукопроизношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, звонких и глухих. Проявляются трудности между способностью правильно произносить звуки  изолированно и их использованием в спонтанной речи.  Типичными остаются также сложности в усвоении слоговой структуры слов. Часто при правильном воспроизведении контура слов нарушается  их звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена или пропуск слогов.   Третий уровень речевого развития  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.  На данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложение.  Улучшается состояние звукопроизношения, воспроизведение слов разной слоговой структуры. Дети  уже не испытывают трудностей в названии предметов, действий и признаков хорошо знакомых им из повседневной жизни. Они могут свободно рассказывать о своей семье, о себе, составляют небольшие рассказы.  Однако более глубокое изучение всех сторон речи позволяет выяснить, что все компоненты речи: лексика, грамматика, фонетика остаются недоразвитыми.  В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не используются сложные конструкции.  Не точное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Не дифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры). Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.  Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов при помощи префиксов, суффиксов; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающие значение числа и рода, понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.  Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой без помощи логопеда.   Причины ОНР   Во время внутриутробного развития:  • интоксикации  • токсикоз  • нарушение кровообращения плода   Во время родов:  • мозговые кровоизлияния, гематомы  • асфиксия  • родовые травмы   В раннем возрасте ребенка:  • травмы головы   Логопедическая работа   При первом уровне ОНР:  • Развитие понимания речи  • Развитие подражания  • Развитие зрительного и слухового внимания, памяти   При втором уровне ОНР:  • Развитие звуковой стороны речи  • Развитие слоговой структуры  • Развитие просодики (темп, ритм, интонация)  • Развитие грамматического строя  • Накопление словарного запаса  • Развитие фразовой речи   При третьем уровне ОНР:  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств речи  • Усовершенствование связной речи  • Формирование правильного звукопроизношения  • Подготовка к обучению грамоте

Клинико – педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но выделяемые виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения, дислалию разделяют на две основные формы: механическую (органическую) и функциональную.

Механическая дислалия. 

Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызван: 

1) органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костным и мышечным строением. Часто причиной механической дислалии является укороченная подъязычная уздечка (подъязычная связка). При этом усложняются движения языка, короткая уздечка не дает возможности высоко поднять язык. Также правильную артикуляцию может осложнять очень большой и широкий, или очень маленький и узкий язык.  2) дефектами строения челюстей, приводящие к аномалии прикуса. Нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы чуть прикрывают нижние. Аномалии прикуса имеют несколько вариантов:  • прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате чего нижние передние зубы совсем не смыкаются с верхними;  • прогения - нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти;  • открытый прикус - между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В некоторых случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус).  • боковой открытый прикус - может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.  • неправильное строение зубов, зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами язык во время произношения некоторых звуков продвигается между зубами, искажая произношение.  Регуляция зубов и челюстей проводится врачами стоматологом и ортодонтом посредством наложения на зубы специальных пластинок.  3) неправильным строением нёба, что также негативно влияет на звукопроизношение. Узкое, слишком высокое ("готическое") небо, или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.  4) толстые губы, или укороченная, малоподвижная верхняя губа усложняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.  Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической. Во всех случаях необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

Функциональная дислалия.

Функциональной дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, при котором отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии могут быть следующие:

неправильное речевое воспитание ребенка в семье; Когда взрослые в течение долгого времени "сюсюкают" с малышом, в результате чего задерживается развитие правильного звукопроизношения;  подражание неправильному звукопроизношению  взрослых членов семьи, или общение с младшими детьми, у которых еще не сформировалось правильное произношение звуков;  двуязычие в семье; Когда родители, разговаривают на разных языках, а ребенок переносит особенности произношения одного языка на другой; педагогическая запущенность; Когда речь ребенка не поддается необходимому влиянию взрослых, что тормозит нормальное речевое развитие. Взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не исправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения.  недоразвитие фонематического слуха; Когда у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, согласных мягких и твердых, свистящих и шипящих. В результате таких осложнений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.  недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, которая может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужной позиции или быстро переходить от одного движения к другому.

Виды дислалии.

Исходя из учёта того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим выделяют три основных вида дислалии:

Акустико-фонематическая. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки звуков (фонем) по их акустическим признакам при восприятии речи. В основе лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. Артикуляторно-фонематическая. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные несформированностью операций отбора звуков (фонем) по их артикуляционным признакам. Это приводит к замене одного звука другим, более простым по артикуляции. Артикуляторно-фонетическая. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимисяартикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искажённо.

Для обозначения искажённого произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса –ИЗМ:

Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) - недостатки произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из наиболее распространенных видов нарушений произношения.  Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающий звук р) - недостатки произношения звука р.  Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающий звук л) - недостатки произношения звука л.  Дефекты произношения нёбных звуков:  каппацизм - (от названий греческой буквы каппа, обозначающий звук к) - недостатки произношения звука к;  гаммацизм - (от названий греческой буквы гамма, обозначающий звук г) - недостатки произношения звука г;  хитизм - (от названий греческой буквы хи, обозначающий звук х) - недостатки произношения звука х;  йотацизм - (от названий греческой буквы йота, обозначающий звук й) - недостатки произношения звука й.  Дефекты произношения звонких согласных звуков - недостатки произношения, выражающиеся в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-х.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Возникает в результате различных органических поражений центральной нервной системы. В зависимости от локализации очага поражения в коре головного мозга различают:

Корковую

Подкорковую (экстрапирамидную)

Мозжечковую

Псевдобульбарную (проводниковую)

Бульбарную (стволовую) дизартрию.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи (голос, интонация, темп, ритм), связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.  Дизартрия - это неврологический диагноз. Основными клиническими признаками дизартрии являются: нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре; ограниченная возможность произвольных движений, обусловленная параличами и парезами мышц артикуляционного аппарата; нарушение голосообразования и дыхания. Невролог назначает медикаментозное лечение, а логопед занимается коррекцией речевых недостатков. Лечение дизартрии должно представлять собой комплексное воздействие, где использованы и медикаменты, и  лечебная физкультура, и массаж, и логопедическая работа. Нарушения звукопроизношения при дизартирии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная» речь (стертая форма, дизартрический компонент) могут посещать детские сады и школы общего типа, а также посещать логопеда в районной поликлинике или логопедические пункты.  Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную помощь в специальных учреждениях для детей с тяжелыми расстройствами речи.  Детям со стертой формой дизартрии (минимальными дизартрическими расстройствами) присущи некоторые особенности. Эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок или держит пищу за щекой, или начинает «давиться» ею. Некоторые родители, перетирая ребенку пищу, сами способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.  Такие дети не могут самостоятельно полоскать рот, потому что у них слабо развиты мышцы щек, языка. Они или глотают воду, или выливают ее. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы.  У детей с дизартрией нарушена мелкая моторика рук. Они не могут застегнуть пуговицы, им трудно шнуровать ботинки. Они сталкиваются с трудностями, когда выполняют действие, требующее тонких движений пальцев рук. Такие дети неправильно держат карандаш и часто не умеют пользоваться ножницами.  У детей с дизартрией нарушена и общая моторика, им присущи трудности при выполнении физических упражнений. Таким детям трудно удержать равновесие, часто они не умеют прыгать на одной ноге.

Причиной дизартрии является органическое поражение центральной нервной системы в результате воздействия негативных факторов на мозг ребенка. 

Во время внутриутробного развития: 

• острые и хронические инфекции 

• интоксикации 

• токсикозы 

• резус-конфликты 

• гипоксии (кислородное голодание) 

Во время родов: 

• асфиксия 

• родовые травмы 

• кровоизлияния при стремительных или затяжных родах 

В раннем возрасте ребенка: 

• инфекционные болезни нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты)

 

Логопедическая работа при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества родителей, логопеда и невролога. Эта работа многоплановая и требует систематических занятий и четкого выполнения домашних заданий.

Родители должны очень серьезно отнестись к логопедическим занятиям. Они должны четко определить для чего выполняются те или иные задачи, понимать их цели и представлять ожидаемые результаты. Коррекционная логопедическая работа при дизартрии включает в себя:   • Развитие физиологического и речевого дыхания  • Логопедический массаж  • Артикуляционную гимнастику  • Коррекцию просодической стороны речи (темп, ритм, голос, интонация)  • Коррекцию звукопроизношения  • Развитие фонематического восприятия

A+ | A-

Поделись с друзьями!

Банк Интернет-портфолио учителей
Сертификат Соколовой Натальи Викторовны

Посетители

Flag Counter

Счётчик

Яндекс.Метрика

Погода

Осталось...

Праздники

Праздники России